Позвонить          

ВКонтакте          

Написать в WhatsApp

                                                                                                                                                                                                                                         Наш Instagram     

История Дивеевской Лестовки

 

История Дивеевской лестовки начинается с того времени, как Агафья Семеновна Мелгунова, будущая Матушка Александра, основала в Дивеево, по благословению Царицы Небесной, небольшую женскую общинку при Казанской церкви. Духовной жизнью благочестивой вдовы руководили Саровские старцы, особенно о. Пахомий и казначей о. Исайя. Находящаяся неподалеку от Дивеева Саровская пустынь славилась подвижнической жизнью своих насельников. Строгий устав настраивал иноков на подвиг молитвы, поста и послушания. У истоков основания Саровской пустыни стоит инок Исаакий, которому помогал в управлении монах Ириней, обращенный первоначальником Исаакием из сторообрядцев. Такого рода, миссионерские корни монастыря наложили отпечаток на весь дальнейший уклад обители. В числе первых дел строитель Саровской пустыни написал и утвердил монастырский устав, впоследствии прославивший Саровскую пустынь. Составленный по строгим древним образцам, Саровский устав разносился по другим русским монастырям Саровскими монахами, приглашавшимися на настоятельские должности. "Академией монашества" называли Саров в то время.

Как известно, старообрядцы, которых было много в Нижегородской губернии, продолжали использовать старинные традиции знаменного пения, поэтому многие миссионерские монастыри Русской Православной Церкви вводили его у себя. Весьма вероятно, что использование в обиходе Саровской пустыни древнерусского образца четок - лестовки - имело под собой именно миссионерские корни.

Линия монастыря на поддержание древних традиций и следование уставу была продолжена и наставниками Дивееской общинки - о. Пахомием и о. Исайей. Матушка Александра со своими сестрами по благословению старцев исполняли стогий устав Саровской пустыни. Поэтому на изображении матушки Александры мы можем увидеть образец древнерусских четок - лестовки, или лествицы.

 

Трудно переоценить важность бережного отношения к церковному преданию, царившего в Саровской обители.Несмотря на на изменения, происшедшие в чинах и обрядах Русской Православной Церкви в 18 веке, в обители продолжал царить дух древнерусского монашества. Именно сохранению в Сарове древних правил общежительных монастырей, всего уклада древнерусского инока, мы обязаны появлением на Руси нового светильника, преподобного Серафима Саровского. Именно в эту обитель юноша Прохор Мошнин, искавший высоких подвигов иноческой жизни, получил благословение киевских старцев.

Подвиги преп. Серафима стали вершиной развития Саровского монашества. Летопись Серафимо - Дивеевского монастыря и другие источники позволяют нам судить о том, каким было молитвенное правило преподобного. Оно основывалось на древнерусском монашеском правиле и содержало многие особенности , характерные для дореформенных богослужебных книг.Так известно, что преподобный Серафим молился по лестовке, с которой его и доныне изображают на иконах. И, хотя этот вид древнерусских четок ко времени преподобного уже вышел из употребления большинством русских монастырей (после Никоновской реформы их заменил греческий образец четок), но сохранению лестовки как образца древнерусской традиции благочестия, мы обязаны немногочисленным русским обителям, верным строгим древним образцам подвижничества.

 

Автор "Летописи Серафимо - Дивеевского монастыря" свидетельствует, что батюшка Серафим неоднократно пробовал убеждать Ксению Михайловну, бывшую тогда начальницу Дивеевской общины, оставить непосильный для женской немощи устав Саровской пустыни. Однако, не имея возможности убедить ее, по приказанию Царицы Небесной дал другое правило, более легкое. Применительно к изменившемуся уставу, существуют лестовки, разделенные по "десяткам", для более удобного использования, например, при выполнения "Богородичного правила".

Дивеевские паломники помнят, какое благодатное чувство идти по Канавке Царицы Небесной с четками в руках, читая 150 раз молитву "Богородице Дево, радуйся!". Особенно под вечер, когда стихает вся дневная озабоченность, наступает тишина, и небо становится ближе к земле. Медленно идут молящиеся по Канавке, перебирая четки, и вокруг - будто уже не наш суматошный век, а древняя Святая Русь, Бог знает, каким путем пришедшая сюда из глубины веков.